Вернуться

“Что будет”

Таким образом, отказываясь от традиционного духа и жертвенности силам, движущим исторической нацией России - следом мы теряем и её моральную силу, которая позволяла удерживать в едином государстве территории, приобретённые исторической нацией за 700 лет.

То есть страна сползает к распаду государства.

В доказательство вышеуказанного стоит рассмотреть законы распада империй на примере Британской и сравнить с нами. Этот выбор аналога объясняется М. Круговым не только "свежестью" примера, но и тем, что из состава империи вырвались, кроме "чужих" по национальности колоний, и чисто британские по этническому составу провинции - Канада, Австралия, Новая Зеландия.

Итак центробежные силы, приводящие к распаду, имеют питающие их источники - требования справедливого перераспределения ресурсов, второй - доступ в элиту.

Любое государство распределяет ресурсы между своими частями - отраслями экономики, регионами, социальными группами.

В обычных странах этот процесс основывается на его целесообразности с точки зрения интересов всего общества и осуществляется на основе консенсуса между его основными субъектами.

В империях - исключительно на интересах метрополии, преследует цель максимального отъема ресурсов у колоний на нужды метрополии и обеспечивается силой метрополии. Поэтому, когда империя ослабевает, несправедливость такого дележа ресурсов является первопричиной сепаратизма ее составляющей. Британия по - максимуму качала из колоний ресурсы: не глядя, индусы это или австралийцы. Поэтому все дружно империю покинули, как только для этого представилась возможность.

Второй источник развала:

не только в самой Британии, но и в колониях все места во власти были предназначены только для коренных британцев. Колониальной элите доступ в верхние эшелоны власти был полностью закрыт. Это так же питало антагонизм по отношению к метрополии и привело в конечном счете к развалу Британской империи.

Распад СССР не имел в своей основе каких-либо идеологических, экономических или иных дискриминационных по поводу доступа в элиту причин. Все были в душе коммунистами, баланс товарообмена для всех республик был с Россией положителен (кроме Азербайджана, но это за счет нефти), подавляющая часть мест в республиканской власти доставалась местной элите, и в имперскую элиту региональная элита попадала в достаточном количестве.

СССР развалило то, что региональные элиты в борьбе за власть на своих территориях обратились к национализму, как к наиболее простому и эффективному оружию.

Но, как оружие национализм сильно инертен. И победив с помощью национализма своих противников, региональные элиты стали его заложниками. Так как ничего нового в качестве идеи, объединяющей свои народы, предложить не смогли. А уж по части "процветания" вообще оказались полными банкротами. Вот и держатся у власти с помощью голой "национальной идеи". Попробуй, отступи от нее хоть на шаг, - сразу спросят:

а зачем тогда вы все ломали?

Вернемся к анализу имеющихся центробежных сил, которые могут обеспечить России участь Британской империи.

Первый вопрос - дележ ресурсов. При СССР Москва если и получала больше ресурсов, чем другие города, то в удельном отношении ненамного. А что касается столиц союзных республик, то вообще не выделялась.

Сегодня Москва без зазрения совести узурпировала 75 % всей денежной массы страны, притом, что в Москве сосредоточено не более 5% экономического потенциала.

Сегодня зарплата в Москве почти в 4 раза выше, чем в среднем по стране, и почти в 10 раз выше, чем в беднейших субъектах Федерации.

Количество бюджетных средств на душу населения в Москве в 4 раза выше, чем в среднем по стране. Этот феномен выглядел бы логично, если бы в отличие от всей остальной России вместо падения производства на 50% в Москве случился бы его рост на 100%. А так как о таком достижении московских реформаторов ничего не известно, то и говорить о "трудовых" источниках доходов Москвы несерьезно.

Москва ведёт себя по отношению к регионам, как Британия по отношению к колониям, - беззастенчиво и высокомерно, не понимая, что богатство и роскошь, на фоне всеобщей нищеты окружающих, ничего, кроме ненависти, в конечном счете вызывать не может. И вопрос только времени, когда эта ненависть найдет себе форму и выход в дезинтеграционных процессах.

Кроме того, московская элита узурпировала доступ к верховной власти. Если в СССР ежегодно сотни представителей провинциальной элиты "шли на повышение" в Москву, т.е. в верховную власть, то теперь это удается единицам. За исключением депутатского корпуса, верховная элита практически полностью формируется из москвичей. И даже треть депутатских мест захвачена Москвой за счет списков партий, которые за МКАД существуют только в воображении политологов.

Все перечисленное дает возможность говорить о том, что дезинтеграционные процессы, имели и имеют хорошо удобренную почву.

***

К тому же условно государством можно назвать место, на котором существует одна идеология, одна система власти и единое экономическое пространство. Это три главные кита, на которых основывается единство государства.

Сегодня у России одного кита (идеологии) просто нет.

Так как нет краеугольного камня” идеологии целей общества (см. тенденции).

Кит системы власти далек, мягко говоря, от совершенства, как по внешнему виду, так и по своим способностям.

В любом обществе должны быть органы, составляющие баланс имеющихся ресурсов; органы, управляющие движением этих ресурсов; органы, организующие деятельность субъектов общества по цивилизованному созданию и использованию ресурсов. Плюс органы, следящие за соблюдением установленных правил и наказывающие за их нарушение.

Если посмотреть здоровые, с точки зрения экономики, страны, мы там обнаружим все эти органы в полном комплекте. Хотя и под разными вывесками. Потому что эффективное создание и тем более использование ресурсов общества без них невозможно. Как в любом автомобиле, какая бы фирма его не изготовляла, обязательно есть кузов, двигатель, трансмиссия, подвеска, рулевое управление. Поэтому "Мерседес" лучше "Волги" не потому что у "Волги" чего-то не хватает, а потому что ее составные части хуже по качеству

(конструкция, эффективность, надежность). А если у "Волги" чего-то будет недоставать, то она вовсе не будет двигаться. Точно так же, как перестало двигаться наше общество, когда реформаторы выкинули за ненадобностью часть необходимых для функционирования общества органов. И пока организм опять не укомплектуют, не будет ни какого оздоровления, а тем более подъема или еще какого-то улучшения.

А кит единого экономического пространства похоже, уже существует только в воображении теоретиков - экономистов.

Данный вывод основан на рассмотрении ключевых моментов, характеризующих единое экономическое пространство, и оценки их присутствия в экономике страны.

1. Единая денежная система.

Сегодня 95% экономики страны получает только 25-30% рублевой денежной массы. Остальная работает на спекулятивных рынках Москвы. Поэтому денежный оборот регионов осуществляется не только рублевой массой, но и местными квазиденьгами, долларами, бартером. Так что любой регион находится в денежных системах России, США, своей собственной, даже доминирующей ее назвать можно очень условно.

2. Сбалансированность отраслей экономики (промышленности и инфрастуктуры).

Это, к примеру, означает, что стоимость транспортных услуг позволяет перемещать товары по экономическому пространству страны без угрозы для рентабельности производства. Сегодня рентабельность для большей части товаров сохраняется при перемещении товаров в лучшем случае в пределах 20% территории страны. Услуги связи вообще перешли грань разумного. Например, почтовый перевод стоит 10% переводимой суммы.

Это означает, что промышленность и инфраструктура уже находится в разных экономических пространствах. И как немецкие железные дороги в своих тарифах не учитывают интересы наших промышленников, точно также на российские железные дороги интересы российской промышленности никакого влияния не оказывают.

3. Экономика регионов страны связаны между собой в гораздо большей степени, чем с заграницей.

Экономика Дальнего Востока с экономикой всей остальной России уже никак не связана. Отношения с Китаем и Японией полностью доминируют в экономике региона.

В экономике Москвы связи с российскими производителями составляют лишь малую часть, проблемы российской экономики в Москве отсутствуют вовсе.

4. В экономике действуют единые правила для всех субъектов.

В российской экономике правила разные не только для регионов, но и для отраслей и отдельных предприятий.

5. Имеется программа развития всей экономики, в которой перед каждым сектором или отраслью поставлены определенные задачи, имеются механизмы, обеспечивающие их достижение, и обществом выделены для этого необходимые ресурсы.

Из всего перечисленного у нас в наличии имеются только "программа финансовой стабилизации". Иначе говоря, программа снижения температуры у больного. Вещь несомненно нужная и полезная, но явно недостаточная. Потому что тот же врач, добиваясь снижения температуры, знает, зачем ему это нужно и что он будет делать дальше. В сегодняшней экономической политике финансовая стабилизация является самоцелью, т.к. из всего дальнейшего известно только, что после этого "начнется подъем". А вот чего подъем, куда подъем, каким образом подъем, абсолютно неизвестно.

Сие, означает, что экономические субъекты в стране должны развиваться сами по себе в соответствии со своими внутренними убеждениями, т.е. власть одинаково смотрит и на "АвтоВАЗ" и на "Дженерал Моторс". И для власти разница между ними заключается только в способе отъема части дохода. У первого через одни налоги, у другого через другие, а также через общие для обоих акцизы и НДС.

Так что в подсознании верховной власти, судя по всему, единое экономическое пространство уже не выходит за пределы московской кольцевой авто дороги.

В итогах последних 8 лет больше всего поражает невероятная живучесть российского общества. Другие империи в сходных обстоятельствах рушились как карточные домики. А Россия, хотя ситуация, как бы власть не хорохорилась, напоминает ноябрь 1941 года, чудом продолжает держаться и остается единой.

Все вышеперечисленное дает возможность говорить о том, что страна, без вмешательства новой движущей её развитием силы пойдет к распаду государства.

Наши регионы - это не британские колонии.

Во-первых, в отличие от Британии, которая была полновластной хозяйкой в своих колониях, у Москвы в регионах не так много, а точнее сказать, даже мало власти. Все-таки регионы хоть и зависят от Москвы, но командуют на своей территории сами. Финансовая зависимость регионов, единственная имеющаяся в распоряжении Москвы реальная дубинка, отнюдь не всесильна и не универсальна.

Во-вторых, в верховных законодательных органах представители регионов имеют большинство, и вопрос времени для региональной элиты - научиться этими органами пользоваться и затем, согласовав интересы и сформулировав цели, начать борьбу с узурпировавшей верховную власть в стране московской элитой.

В-третьих, региональная элита развивается гораздо быстрее, чем московская, которая в основном паразитирует на теле страны. Пример Татарстана, Якутии показывает, что когда доходит до "дела", региональная элита переигрывает московскую элиту на всех театрах борьбы.

В-четвертых, московская интеллектуальная элита, ничего кроме глупостей, властной элите не рекомендует.

Поэтому если ничего в устройстве власти и ее функционировании не изменится (в вопросах формирования верховной элиты и дележа ресурсов), региональные элиты начнут планомерную войну с Москвой. Для этого им необходимо сформулировать общие интересы, создать координирующие политические структуры и решить вопрос интеллектуального обеспечения.

То есть если региональные элиты решат вопрос интеллектуального обеспечения своей борьбы, то и в стратегических, и в тактических вопросах они станут сильнее Москвы.

Эта борьба не будет широко афишироваться, а будет идти "тихой сапой", путем откусывания у федеральной власти полномочий, пока роль Москвы в жизни страны не будет низведена до роли английской королевы в сегодняшней Англии. В итоге Россия первично превратится в формальную конфедерацию.

Так что шансы у региональной элиты в борьбе с московской элитой более предпочтительны. А значит, и вариант развития событий по сценарию развала Британской империи наиболее реален.

Но, даже если региональные элиты кавалерийским наскоком захватят власть в Москве путем победы на президентских выборах. И через своего Президента вместо московской элиты рассадят на всех этажах власти своих ставленников - это не спасет Россию. Дело в том, что во все времена победа регионов над метрополией (в нашем случае центральным аппаратом) приводила к развалу единого (унитарного или федеративного) государства.

В истории есть только два способа объединения. Первый - когда более слабого "объединяют" силой. Второй - когда объединение необходимо для решения жизненно важных задач и является единственным способом такие задачи решить.

И хотя любая нация определяется по наличию таких признаков, как общие: язык, история (её восприятие в едином ключе), границы. Нам проблематично применить для себя даже модель определения американской нации, как бы наши страны ни были похожи в этом аспекте.

Появление таких одинаковых жизненно-важных задач у Дагестана и Камчатки - не реально.

Наличие многих этногрупп не ведёт к дезинтеграции в условиях модернизации страны, центром, только если каждая из них не обладает правом владения территорией своего компактного проживания, - как в США, (то есть не присутствует фактор внутреннего ограничения в равномерном экономическом развитии со всей страной). У нас - обладает.

В итоге модернизации на советском этапе развития, политическая Периферия современной страны, к примеру, Дагестан или Чечня, значительно отличаются уровнем экономического развития от территорий возможного политического Ядра страны, той же Свердловской или Новосибирской областей .

Победители никогда не смогут договориться ни по вопросам дележа власти, ни тем более дележа ресурсов. Это во все времена удавалась делать только при участии сильной верховной власти. А так как ее не будет, то не будет и согласия. Поэтому победа региональных элит над федеральной элитой будет иметь своим следствием только один результат - распад России.

* * *

Так, уже вчера, задача поставить под контроль региональную политическую элиту имела своей целью ее ослабление и в итоге подчинения на манер федеральной элиты. Федеральная политическая элита в своем нынешнем виде угрозы власти не представляет. А вот региональная политическая элита, кроме того что быстро обновляется и тем усиливается качественно, имеет большой арсенал оружия для борьбы с верховной элитой. Поэтому власть видит для себя угрозу именно с этой стороны.

Наступление на нее начато по двум направлениям – экономическом, с целью ослабления ее возможностей, и на бюрократическом, с тем чтобы сильнее спеленать.

Отмена льгот для населения приведет к тому, что значительную часть отмененных льгот местным властям придется потом восстанавливать. Но уже за счет своих бюджетов. Обедневшее население будет платить меньше налогов, что также ударит по бюджету. В итоге 150 триллионов рублей, которые Москва оставит у себя, регионам придется выпрашивать, расплачиваясь за эти деньги своей независимостью. Отмена института уполномоченных банков привет к тому, что все бюджетные деньги, в том числе регионов, будут проходить только через казначейство, т.е. через федеральную структуру. Это ослабит региональные финансовые институты и, как следствие опять ударит по региональной элите.

Этой же цели посвящено “совершенствование” Налогового кодекса. Смысл этого процесса заключается в том, что региональные бюджеты будут финансироваться в большей степени за счет “плохих” (с точки зрения собираемости) налогов, а федеральный – “хороших”. Сильной элиты без денег не бывает. Поэтому стоит задача сделать региональную элиту нищей, хотя бы под лозунгами восстановления социальной справедливости.

Эту цель реформы хорошо иллюстрирует “особый” вариант коммунальной реформы для Москвы. В свое время Москва получила свой вариант приватизации, так как московская бюрократическая элита, находясь у руля власти, вовсе не хотела, чтобы подвластную ей собственность приватизировали так же, как остальную страну, считая, что цели приватизации в Москве и в стране разные. В Москве ничего прибирать к рукам нет необходимости, а вот в стране – пожалуйста.

Точно так же московские бюрократы не хотят своего ослабления вследствие восстановления социальной справедливости, поэтому для Москвы коммунальная реформа будет иметь совсем другой сценарий.

В приморском крае началась отработка модели противовеса региональной элите на местах. По замыслу, если удастся сделать представителей президента сильнее и богаче местных губернаторов, последним будет не до борьбы с Москвой – местная борьба поглотит все их силы и возможности. Причем представители президента будут поддерживать не только политических оппонентов губернатора, но и создавать оппозицию губернаторам на уровне местного самоуправления. Чудесное возвращение В. Черепкова в кресло мэра Владивостока из этого сценария.

Вот в общих чертах весь план компании, начатой “молодой” элитой весной 1997 года (см. 2.Почему так).

В принципе, верховенство экономической и бюрократической элиты в обществе – совсем не плохой вариант. И опыт Японии это хорошо доказывает. Но чтобы такой вариант имел для общества положительный эффект, нужно еще соблюдение других условий. Механизмы соблюдения которых – загадка. Экономическая элита должна быть сильной. А искусственно выкормленная экономическая элита такой не бывает. В свою очередь, бюрократическая элита должна быть единой. Если власть будет принадлежать московской бюрократии, толку от такой элиты тоже будет мало. А какова будет структура и состав правящей элиты, пока совершенно не ясно.

До сих пор власти с региональными элитами справляться не удавалось. Чечня, Татарстан и Якутия – тому примеры. Таким образом власть ввязалась в войну на два фронта, где ей противостоят отнюдь не слабые противники - региональная политическая элита и независимая новая экономическая элита. И если эти элиты объединятся, с воюющими по плану “Барбаросса II” вероятно произойдет то же, что и с отвоевавшимися по плану “Барбаросса”.

Одно дело – перекупать вкусившую радостей панели федеральную политическую элиту и пренебрегать старыми девами в ее рядах, и совсем другое дело – воевать с теми, кто сделал себя сам, попробовал вкус силы и власти и имеет ресурсы для своей защиты.

Кроме того, задуманная компания требует для своего воплощения минимум 5-8 лет. А устройство власти таково, что итоги выборов могут похоронить все расчеты стратегов. Тем более что противникам, когда они осознают угрозу, для объединения хватит года. И даже фигура, вокруг которой может произойти такое объединение, имеется – А. Лебедь. Фигура сильная, эффектная и достаточно нейтральная по отношению ко всем потенциальным союзникам. Поэтому при всей своей элегантности “бизнес - план” имеет на пути своей реализации очень даже “форс - мажорные” потенциальные препятствия.

Это не считая того, что родные власти “финансовые гиганты” имеют два недостатка. Они слабее тех, кто “сделал себя сам”. Если посмотреть показатели близких к власти банков в сравнении с тем же Инкомбанком, то показатели, например, отношения, собственного капитала к балансовой прибыли у последнего в 2-4 раза лучше, чем у первых.

Это означает, что родные “гиганты” в самых благоприятных условиях слабее своих конкурентов. “Молодежь” выполнила поставленную задачу и создала необходимые власти финансовые инструменты. Но качество этих инструментов далеко не самое высокое, что в дальнейшем может подвести власть.

Еще опаснее для власти другая проблема. Дело в том, что те, кто создавался за счет бесплатных ресурсов и льгот, страдают по этой причине определенным комплексом неполноценности. И как бы они благополучно ни выглядели, в подсознании у них сидит мысль, что большей частью своего успеха они обязаны не своим достоинствам, а своим покровителям.

Это приводит к тому, что такого типа субъекты с определенного момента начинают для душевного комфорта преувеличивать свою роль в достигнутом и всячески преуменьшать роль тех, кто их на самом деле создал. Очень быстро это приводит к утомительным разборкам на тему “ а ты кто такой?”, так что партнеров начинают больше занимать проблемы взаимоотношений между собой, а не борьба с конкурирующими субъектами.

Изложенное означает, что для бюрократов экономические союзники из состава родных власти “финансовых гигантов” - отнюдь не самые надежные и сильные партнеры для властных баталий.

Но принципиальная ошибка разработчиков “Барбаросса II”, корень который, видимо, лежит в элементарной некомпетентности, заключается в том, что они поставили вообще неправильную цель. Они ошиблись не в выборе противника, т.е. политической элиты, а в подходе к формированию своего союза и, как следствие, его возможностей в подчинении других элит.

Вместо объединения экономической элиты ставится задача подчинения всей экономической элиты финансово – сырьевой ее части. Как будто по своему происхождению сырьевики и ростовщики изначально сильнее, умнее, талантливее производителей самолетов или автомобилей.

Ни мировая, ни российская экономика такой посыл не подтверждает и, скорее, свидетельствует об обратном. Результаты главенства сырьевиков в российской экономике – дополнительный пример сказанному выше.

Так же малопродуктивна идея вместо объединения всей бюрократической элиты поставить над региональной бюрократией московских “помазанников”, которые будут делать только то, что прикажет Москва. Это тоже самое, как на одну собаку в деревне повесить медаль с гербом Москвы и думать, что она не станет лаять, если в огород будет лазить “лицо московской национальности”. А остальные собаки при виде медалистки начнут дружно вилять хвостами и выстраиваться в очередь под ее благословение. Такое возможно, конечно, но только в двух вариантах. Или эта собака будет единственным источником радости для прочих собак, как если бы она была единственной сукой в деревне. Или она будет ротвейлером размером с датского дога. События в Приморье говорят, что бюрократам больше нравится ротвейлер. Удовольствие требует денег, очень много денег.

Представляется сомнительной эффективность использования в современных российских условиях хоть сук, хоть ротвейлеров, как это представляют себе бюрократы. Простота не всегда признак гениальности. Иногда она является синонимом примитивности. И провинциальная жизнь не так убога, как это представляется со Старой площади, поэтому убогие рецепты могут оказаться неэффективными. Что хорошо продемонстрировал “чеченский поход”.

Поэтому, в случае если московским бюрократам удастся чудом добиться найденных целей, для России это, несомненно, станет еще одной катастрофой. И очередным шагом на пути деградации общества.

Кстати, такое же развитие событий - первичного распада России на европейскую, сибирскую и дальневосточную части, прогнозируют для нас американские стратеги на период до 20 лет или около того .

Иначе стал бы Б. Клинтон поздравлять А. Чубайса с принятием в первом чтении нового Налогового кодекса? В общем “верной дорогой идете товарищи”, к назначенному вам месту.

И они, в свете своей очень умной политики в отношении стран "третьего мира", - разделения людских и природных ресурсов по территориям разных государств, из "общечеловеческой морали" планируют оказывать 5/6 населения России живущим по Урал гуманитарную помощь медикаментами и консервами.

Вот такой расклад!

Hosted by uCoz