Реформы - вообще.
Как все общество в целом, так и любая его сфера живет по определенным правилам. Эти правила имеет форму обычаев, регламентирующих актов, законов и определяют все вопросы взаимоотношений субъектов общества между собой. Вид и состояние общества - это всегда результат действующих в нем правил. Поэтому, когда общество хочет каким-либо образом измениться, оно достигает этого изменением существующих в нем правил.
Изменение правил, действующих в обществе, называется реформой. При этом объектами изменений могут быть, две качественные характеристики общества - его форма и его цели.
Техника проведения реформ очень разнообразна, так как зависит от множества конкретных обстоятельств, но в целом различаются две основные техники реформирования - эволюционная и радикальная. Причем реформы, направленные на изменения формы общества, происходят в основном эволюционным способом, так как изменения формы - это чаще всего реакция на изменение условий. Условия меняются медленно, соответственно и правила меняются редко, по мере осознания обществом происшедших изменений. Реформы растянуты во времени: сегодня один закон изменили, через полгода другой, чрез 3 года совсем новый ввели. Процесс реформирования ускоряется, только если общество проспало изменение множества условий и должно в спешке менять много правил. В этом случае реформы носят радикальный характер.
В отличие от изменений формы, изменения цели - одномоментное явление и требует только радикальной техники исполнения. В самом деле, капитану корабля, решившему изменить курс, скажем, на 30 градусов, не приходит в голову делать это эволюционным путем - менять курс на один градус каждые пять минут.
Поэтому изменение цели требует только радикальных реформ, когда в один момент меняются все правила, которые не соответствуют новым целям общества. Разом отменяются все несоответствующие и разом вводятся все необходимые правила.
Если обществу будут предложены государственной силой новые цели.
То, как должно функционировать общество в новых условиях?
Проводящая радикальные реформы власть знает, что ей нужно изменить в правилах, чтобы общество подчинилось новым целям, так как при выработке этих целей власть определила, какие из существующих правил будут противоречить новым целям и каких новых правил будет не хватать для их достижения. И так как между объявлением обществом новых целей и началом их осуществления временных промежутков быть не должно, объявление новых целей и смена правил происходит одновременно. Конечно, если власть умная и ясно представляет себе новые цели.
Как устройство общества, так и способ его функционирования определяется целями, которые оно перед собой ставит.
Поскольку существует единственный способ достижения любых целей общества - использование его ресурсов, то особенности функционирования общества и заключаются в способах управления ресурсами. То есть в совокупности способов использования субъектами этих ресурсов. Поэтому когда общество меняет цели, оно меняет способы управления своими ресурсами, и если цели меняются кардинально, то и способы использования ресурсов меняются кардинально. Переход от "военного коммунизма" к НЭПу и переход от НЭПа к индустриализации - наиболее яркие примеры таких изменений. Первый был связан с прекращением войны и откладыванием в "долгий ящик" мировой революции, второй - с началом мобилизации экономики для создания империи.Так как известно, что ресурсов много не бывает нужно наладить цивилизованный раздел ресурсов общества с помощью Госплана, без которого нельзя рассчитать стоимость целей (главный критерий их реальности) и сравнить с имеющимися у общества ресурсами, которые, к сожалению, тоже нужно рассчитать и оценить.
Почему СССР делал хорошие ракеты и плохие автомобили, ФРГ не делал ракет вовсе, но делает хорошие автомобили и много хорошей электроники, Франция делает ракеты, автомобили хуже немецких и мало электронной продукции? Потому что все обладают ограниченными ресурсами. В СССР их хватало на ракеты и не хватило на автомобили и совсем не оставалось на общественные туалеты. У ФРГ хватает ресурсов на то, чтобы делать лучшие в мире автомобили, но зато совсем не остается на ракеты, хотя Германия и создала их первой. У Франции хватает ресурсов на ракеты и парфюмерию, зато на автомобили остается меньше необходимого, вследствие чего автомобильная промышленность переживает кризис.
Чтобы производить любую продукцию, нужны ресурсы. Если их недостаточно, продукция будет недостаточно качественная, и чем больше ресурсов не хватает, тем продукция будет хуже. Поэтому механизм согласования целей обществом продуман не от "широты души" или из-за демократических взглядов, а от необходимости минимизации ошибок. Экономическая система любой развитой страны в наше время чрезвычайно сложна, поэтому доверять какому-то клерку или даже бизнесмену келейно ею управлять общество не может из соображения элементарного здравого смысла.
Кроме механизма согласования целей, в обществе наличествует механизм раздела ресурсов, который, в сущности, представляет собой механизм перераспределения ресурсов между субъектами общества. То есть отъема у всех субъектов общества части создаваемых ими ресурсов (ресурсы не с неба падают, а создаются субъектами общества) и передачи этих ставших общими ресурсов тем субъектам общества, которые готовы их использовать на достижение целей всего общества. Для этого нужны специальные органы: чтобы просчитать и проанализировать, сколько ресурсов можно отнять у каждого субъекта, чтобы это не нанесло ему непоправимого ущерба и позволило ему развиваться, как это представляется целесообразным власти. Задачу отъема ресурсов выполняют все виды налоговых органов, а задачу передачи ресурсов - органы социального обеспечения и управления экономикой.
В современных обществах эта задача решается двумя способами: директивными (ставками налогов, льготами, дотациями, прямыми инвестициями) и косвенными (установлением правил, стимулирующих достижение субъектами общества максимальных результатов, создание соответствующей психологической обстановки).
Так как экономическая деятельность общества это, в сущности, взаимоотношение субъектов общества в процессе создания и использования ресурсов, то у субъектов общества вырабатываются определенные стереотипы поведения. Эти стереотипы используются властью для автоматизации управления экономической деятельностью субъектов в целях упрощения процедуры управления ими и повышения эффективности их деятельности. То есть вводятся рыночные регуляторы.
Вследствие того, что субъекты общества в своей экономической деятельности реагирует на количественные изменения параметров и условий рынка или имеющихся в нем ресурсов и инфраструктурных квазиресурсов (те же деньги или акции - это не ресурсы, а их эквивалент в форме удобной для обмена), то, изменяя эти параметры или условия их движения, власть добивается нужного ей изменения поведения субъектов рынка.
Уменьшение, например, учетной ставки центрального банка или увеличение объема эмиссии приводит к росту инвестиционной активности. То есть власть не издает постановления, призывающие субъектов рынка включиться в инвестиционные процессы, как и не тратит деньги на агитационные и просто поучающие программы.
***
Что нужно изменить в обществе.
***
Любая реформа - чрезвычайно конкретное понятие, потому что основана на четком представлении о том, что нужно изменить, с какой целью и каким образом. Поэтому реформы делятся по сферам устройства или деятельности общества, и по их итогам эти сферы имеют иной вид или способ функционирования как в целом, так и в деталях.
Реформы могут предусматривать внедрение более демократических форм устройства или автоматизированных способов функционирования, но эти формы и способы не могут быть сами по себе целью реформ. Конструктор устанавливает в автомобиле автоматическое устройство не для того, чтобы просто автоматизировать автомобиль, а для того, чтобы или просто уменьшить утомляемость водителя, или повысить эффективность работы двигателя, или еще какой либо практической цели.
Точно так же
в неагрессивном обществе элементы демократии необходимы для усиления защищенности субъектов общества или уменьшения числа ошибок при принятии властью решений.Но они не могут быть самоцелью, потому что без изменения способа распределения ресурсов, вида правоохранительных органов и множества законов демократические формы управления дадут нулевой эффект.
Точно также допуск в экономику рыночных регуляторов, без соответствующего изменения множества других вещей только снизит эффективность хозяйственной деятельности общества в целом. Если на "Запорожец" поставить двигатель от "Мерседеса", то "Запорожец" просто гораздо быстрее развалится, так как ни его трансмиссия, ни ходовая часть не приспособлены к большей мощности.
Поэтому любая не комплексная реформа, связанная с изменением целей общества, в лучшем случае не даст никакого результата, в худшем даст прямо противоположный эффект. То есть реформы цели должны одномоментно менять все сферы жизни общества и способы взаимодействия субъектов общества между собой и государством. Только тогда общество быстро и менее болезненно переходит в новое качество. В противном случае общество оказывается в положении "на раскоряку", что и объясняет то изумление, с которым весь мир наблюдает этот процесс.
Так как современное российское общество находится в очень похожей позе, то представляется целесообразным проведения реформ описанным ниже образом.
"Что делать" - в упакованом виде 44Kb